Богослужение на Преображение Господне. Пятилетие хиротонии настоятеля храма, благочинного Пологовского церковного округа прот. Андрея Столярчук

 

Настоящее празднество, братие, как сами видите, имеет, между прочим, и ту особенность,
что ныне приносятся в храм и освящаются плоды вертоградов наших. Обычай являться пред
лице Господне с начатками плодов так древен, что мы находим первые следы его еще в
семействе первого человека. В Церкви подзаконной, сообразно духу Ветхого Завета, даже
строгим законом предписано было всему народу Израильскому посвящать Богу начатки всех
плодов земных, кои, принесенные ко храму, поступали потом в удел священнослужителей его.
В Новом Завете нет подобной заповеди, но чувство сыновней любви и благодарности пред
Богом Благодетелем, столь свойственное чадам Нового Закона благодати, само собою
располагает не прежде посягать на употребление плодов нового лета, как освятив их
принесением в храм Господень и призванием над ними всеосвящающего имени Божия; посему-
то обычай приносить в храм новые плоды для освящения принадлежит к древнейшим
христианским обычаям. В православной Греции, откуда вместе с верою и богослужением
перешли к нам и все священные обыкновения, к настоящему дню поспевает уже гроздие
виноградное, почему в молитве и испрашивается благословение преимущественно для гроздия,
коим особенно изобилуют страны восточные. В большей части нашего Отечества нет сего плода
по причине северного положения страны нашей, но взамен сего, Провидение Божие,
разделяющее Свои дары всем неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами,
кои, по тому самому, вместо гроздия приносятся ныне в храм для освящения. Зрелище приятное
и вместе поучительное!
Да, братие, и поучительное: принося в дар Господу плоды полей и вертоградов наших, не
забудем, что мы все должны быть самыми плодоносными древами в вертограде Господнем,
который есть Церковь Божия.
Святой Давид не напрасно благочестивого человека уподобляет «древу, насажденному при
исходящах вод, еже и плод свой даст во время свое» (Пс. 1:3). Не напрасно и Сам Спаситель
истинных учеников Своих сравнивает с гроздиями или ветвями виноградными, кои, заемля от
Него, яко Божественной лозы, сок жизни, должны приносить плод мног. В противном случае, то
есть непринесения надлежащих плодов, каждой душе грешной угрожается извержением из
вертограда и повержением в огонь, подобно как то делают и вертоградари с бесплодными
древами. Так и должно быть непременно, ибо если для вертоградаря земного крайне неприятно,
когда его многолетние труды над деревом не приносят ему плода подобающего; то стократ
огорчительнее для Вертоградаря Небесного, когда душа человеческая, стоившая Ему толикого
попечения, остается бесплодною. Ибо что делают земные вертоградари для своих вертоградов?
Иждивают на них только свое имущество и тратят свои попечения, а Небесный Вертоградарь
положил за вертоград Самую Свою душу. После сего, как дорого для Него должно быть всякое
древо, — каждая душа верующая! Как приятен плод от вертограда и как горько бесплодие дерев
худых!
Какой же плод принесем мы ныне, братие, Господу от вертограда душ и сердец наших?
Плод сей есть наше духовное Преображение. Не думайте, чтобы я употреблял сие выражение по
одному приспособлению к настоящему дню: нет, того требует самое дело. Разогните книги
Священного Писания — и вы увидите, что падение рода человеческого состояло не в другом
чем, как в том, что он через грех лишился образа Божия, его во время невинности украшавшего
и бывшего источником всех прочих совершенств; увидите также, что спасение наше,
совершаемоею силою заслуг Христовых и благодатью Святаго Духа, состоит по тому самому не
в другом чем, как в восстановлении в нас первобытного образа Божия, то есть, говоря другими
словами, в нашем преображении из чад греха, проклятия и гнева, в чада святыни, любви и
благословения. Такое Преображение есть главный предмет веры, нашей деятельности, нашей
жизни; и оно-то по тому самому должно быть первым и последним от нас плодом небесному
Вертоградарю, стяжавшему нас кровью Своею.
Взирая убо ныне с благоговением на лице Господа, сияющее на Фаворе яко солнце,
помыслим, братие, что подобная слава предстоит и нам: «ибо праведницы, сказано, просветятся
яко солнце» (Мф. 13:43) в Царствии Отца Небесного; и помыслив о сем, обратим внимание на
свое сердце и свою жизнь, дабы видеть, есть ли в них, хотя начатки той чистоты и того
совершенства, кои потребны для сего славного Преображения. Те, кои обретут в себе некий
залог сего будущего блаженства, да поспешат принести его в дар Господу и Спасителю своему,
яко плод не столько собственных усилий, сколько Его всемощной благодати. А те, кои,
проникая к лицу бытия своего, обретут образ души своей темным и неблаголепным, да не
замедлят просветиться светом от лица преобразившегося Господа. Аминь.
(“Слова на праздники Господни”, “Слово третье на преображение Господне”, Святитель Иннокентий Борисов)