Богослужение на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Господь сподобил благочестивейшую матерь Константина обрести в земле тот первоначальный Крест, на котором
была пролита Кровь Божественного нашего Искупителя. По свидетельству Созомена, это
случилось после Никейского Собора, восстановившего совершенную истину в Церкви Божией,
История и предание сообщают нам об этом событии следующие подробности. В 326 году
благочестивая императрица Елена, мать Константина Великого, отправилась в Палестину на
поклонение св. местам, имея в то же время намерение отыскать, если возможно будет, тот
Крест, на котором был распят Иисус Христос. Исполнению ее желания в самом начале
предстояло великое затруднение: место, где сокрыто было Древо Креста Господня, для христиан
этого времени оставалось неизвестным и было глубокою тайною врагов Христовых. Надобно
было исторгнуть эту тайну силою царственной власти. По совету патриарха, были собраны
Еленою самые старейшие по возрасту иудеи. На вопрос: где распинатели Богочеловека сокрыли
Его Крест, старцы, вынужденные угрозами жестоких мучений, отвечали указанием на некоего
Иуду, который, по преданию, шедшему от предков, мог определенно знать искомое место.
Упорный еврей долго не хотел открыть хранимую им тайну: только шестидневный голод на дне
глубокого безводного источника заставил его признаться. «На северо-восточной стороне горы,
— говорил изнеможенный еврей царице и патриарху, — в том самом месте, где капище Венеры,
вы найдете искомый вами Крест». Капище было срыто, — стали рыть землю и после
продолжительных трудов наконец действительно обрели три креста. Оставалось узнать, какой
именно из них есть Крест Господень — знак, что Крест Спасителя не отличался по своему виду
от крестов разбойничьих. Титло, бывшее на Кресте Господа, лежало в особом месте 67. По вере
патриарха, Господь открыл это посредством чуда. В то время как открыли три креста, несено
было тело мертвеца на погребение. Тогда патриарх повелевает несущим остановиться и, в
несомненной надежде, что оружие, коим Искупитель мира сокрушил ад и смерть, расторгнет и
теперь узы смерти, полагает на бездыханное тело все кресты один после другого. Два первые
креста не восставили мертвеца от гроба; от прикосновения же третьего мертвец вдруг ожил, и
тогда все признали в этом кресте Животворящий Крест Господень. Св. Елена первая в
благоговейном чувстве поверглась пред Честным Древом и облобызала его; ее примеру
последовали сопровождавшие ее вельможи. Слава о чудесах, совершившихся силою Креста
Христова, быстро разнеслась по всему городу и привлекла на Голгофу столь великое множество
народа, что теснота не позволяла всем приблизиться и облобызать достопоклоняемое Древо, и
многие стали просить патриарха, чтобы оно было показано им хоть издали. Макарий, ставши на
возвышенном месте и воздвигая Честной Крест, показывал его отдаленному народу, а народ,
объятый священным восторгом и трепетом, взывал: Господи, помилуй! Отсюда получил в
Церкви начало праздник Воздвижения Святого Животворящего Креста, основание которому
положено со времени самого его обретения, т. е. с 326 года. История обретения Святого Креста,
равно как и учреждение по случаю этого священного празднества с известными, до сих пор
соблюдаемыми обрядами, служат для всякого самым сильным подтверждением того, что вид
Честного Креста был именно четвероконечный. Священник или архиерей, по уставу, на
Воздвижение Святого Креста, делает четыре обращения, держа на челе крест: сначала на восток,
потом на запад, затем на юг и, наконец, на север. Когда поют первые сто раз «Господи,
помилуй», тогда священник или епископ знаменует народ крестом трижды крестообразно, т. е.
по образу креста четвероконечного. То же бывает, когда поют и следующие сотни.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский “О кресте Христовом”,”II Об обретении Честного Креста святою Еленою”