Неделя шестая по Пасхе, о слепом

Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос по исцелении слепорожденного, о чем
мы слышали сегодня в святом Евангелии, сказал: «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящии
видят, и видящии слепи будут» (Ин. 9:39). Этих слов Господа не могли равнодушно выслушать
гордые мудрецы и праведники мира, каковыми были иудейские фарисеи. Самолюбие их и
высокое мнение о себе признали себя оскорбленными. На слова Господа они отвечали
вопросом, в котором выразились вместе и негодование, и самомнение, и насмешка, и ненависть
к Господу, соединенные с презрением к Нему. «Егда и мы слепи есмы?» — сказали они.
Ответом на вопрос фарисеев Господь изобразил им душевное состояние их, служившее
начальною причиною вопроса. «Аще бысте слепи были, — сказал Он им, — не бысте имели
греха, ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает» (Ин. 9:40—41).
Какой страшный недуг душевный — самомнение! Оно в делах человеческих лишает
гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения, оно лишило и лишает
надменных фарисеев драгоценнейшего сокровища — дара Божия, принесенного с неба Сыном
Божиим, лишило и лишает Божественного Откровения и соединенного с принятием этого
Откровения блаженнейшего общения с Богом.
Фарисеи признавали себя видящими, то есть удовлетворительно и в высшей степени
знакомыми с истинным богопознанием, не нуждающимися ни в каком дальнейшем
преуспеянии и учении, и на этом основании отвергли то учение о Боге, которое преподавалось
непосредственно Богом.
Добродетель, противоположная гордости и особенному выражению ее в самом духе
человеческом — самомнению, — есть смирение. Как гордыня есть по преимуществу недуг
нашего духа, грех ума, так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть по
преимуществу добродетель ума. По этой причине она весьма часто именуется в Священном
Писании и в писаниях святых отцов смиренномудрием. Что такое смиренномудрие?
Смиренномудрие есть правильное понятие человека о человечестве, следовательно, оно есть
правильное понятие человека о самом себе. Прямое действие смирения, или смиренномудрия,
заключается в том, что правильное понятие человека о человечестве и о самом себе примиряет
человека с собою, с человеческим обществом, с его страстями, недостатками,
злоупотреблениями, с обстоятельствами частными и общественными, — примиряет с землею и
небом. Добродетель — смирение — получила свое наименование от рождаемого ею
внутреннего сердечного мира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное
состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением. Когда же
намереваемся вместе с состоянием указать и на источник состояния, тогда именуем ее
смиренномудрием.
“Поучение в неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии” том 4 Аскетическая проповедь Святитель Игнатий Брянчанинов.